Церковь святого Иоанна Предтечи в деревне Бобруйщина

  ...

Костёл Найсвятейшей Матери Божьей Ласковой в деревне Задорожье

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000385) ...

Церковь Преображения Господня в деревне Мамаи

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000394) ...

Костёл Непорочного Зачатия Девы Марии в деревне Удело

Объект историко-культурного наследия ІІ категории  (212Г000417) ...

Церковь Святителя Николая Чудотворца в деревне Заборье

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000383) ...

Костёл Святой Анны в деревне Мосар

Объект историко-культурного наследия ІІ категории (212Г000397) ...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Ковали

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000392) ...

Рисованные ковры на ткани (бел. маляваныя дываны, маляванкі) были широко распространены на территории Беларуси начиная с конца XIX века, но наибольшей популярностью они пользовались в 20 − 50-е годы минувшего столетия. Маляванки − феномен народного творчества белорусов. В 1920−30 годы почти в каждом сельском доме стены были украшены расписными коврами.

Светлана Скавырко - носитель традиций рисованных ковров Витебского ПоозерьяОснователями жанра можно считать анонимных авторов, которые являлись носителями древней традиции изобразительного искусства. Для рисованных ковров использовалось сшитое из двух частей и окрашенное в черный цвет домотканое льняное полотно. Расписные ковры меньшего размера назывались полуковрами (выполнялись на одном полотне) и макатками (выполнялись на половине полотна). Роспись выполнялась масляными или клеевыми красками домашнего приготовления. Часть элементов композиции выполнялась с использованием вырезанных из картона трафаретов. Подкрашивание мелких деталей и нанесение светотени делали от руки. По композиционно-декоративному решению расписные ковры были растительно-орнаментальными и сюжетно-тематическими. Основной мотив растительно-орнаментальных маляванок – это букеты цветов или вазы с фруктами, окаймленные гирляндами переплетенных веток, цветов, листьев. Популярны были также изображения птиц (павлинов, голубей, ласточек) и зверей (оленей, львов, медведей, котов). Традиционным сюжетом сюжетно-тематических ковров были: молодая пара на веслах, архитектурный пейзаж с древним замком, костелом или красивым поместьем среди деревьев. Развитие данного жанра народного творчества было принудительно остановлено в 1960-х годах, когда всех ремесленников обложили налогом и они вынуждены были прекратить свою работу.

С середины 1980-х годов начался процесс возрождения рисованных ковров Витебского Поозерья. Маляванки стали постоянными участниками многочисленных выставок и праздников народного творчества, проводимых на Витебщине.