Костёл Найсвятейшей Матери Божьей Ласковой в деревне Задорожье

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000385) ...

Церковь Преображения Господня в деревне Мамаи

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000394) ...

Костёл Непорочного Зачатия Девы Марии в деревне Удело

Объект историко-культурного наследия ІІ категории (212Г000417) ...

Церковь Святителя Николая Чудотворца в деревне Заборье

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000383) ...

Костёл Святой Анны в деревне Мосар

Объект историко-культурного наследия ІІ категории (212Г000397) ...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Ковали

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000392) ...

Часовня Святого Ильи в городе Глубокое

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (13Г000364) ...

Мария ЕрмаловичПлетение утилитарных и художественных изделий из соломы в Беларуси распространено с давних времён, когда ржаной сноп, солома и изделия из неё считались символом урожайности и плодородия, по причине чего широко использовались в календарно-аграрной и семейной обрядности. Из соломенных пучков плели обрядовую атрибутику в виде фигурок человека, птиц и животных. Магическую и декоративную роль в интерьере народного жилища исполнял паук – композиция из соломинок, которую подвешивали к потолку. Из соломенных жгутов, перевитых лозой, изготавливали различную посуду для зерна, муки и т. п. Из плоских соломенных лент сшивали головные уборы.
Традиционно для плетения используют ржаную солому, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причём готовить её нужно в разные сроки – тогда она будет иметь разные оттенки: от зелёного до ярко-жёлтого. Солому просушивают, очищают и вымачивают в горячей воде. После этого она становится гибкой и эластичной.
В середине XX века вместе с сокращением ручного жнива традиции плетения из соломы стали забываться, но уже в 1960-е годы наблюдается возрождение соломоплетения благодаря труду народных мастеров.
Народный мастер Беларуси по соломоплетению Мария Вячеславовна Ермалович представляет этот вид народного декоративно-прикладного искусства на Глубоччине. Работая в Глубокском Доме ремёсел, она создала большую коллекцию соломенных изделий: головные уборы, куклы, игрушки, тематические композиции и декоративные панно. Особая заслуга Марии Вячеславовны в том, что на протяжении многих лет, работая с детьми в кружке соломоплетения, она содействовала сохранению этой самобытной художественной практики.

 

Инситное (наивное) искусство – это творчество в области изобразительного искусства, для которого характерно наивно-реалистическое отображение действительности с использованием образных средств, которые отличаются от академических. Черты его стилистики близки к традиционному народному эстетическому мировосприятию. Его художественный образ сложен, часто необычен и выделяется простодушным обаянием, искренностью, непосредственностью, своего рода детством в интерпретации натуры.
На Витебщине инситное искусство имеет глубокие народные корни и воплощает историческую и повседневную жизнь народа через живописно-пластическую форму выражения. Его появлению в нашем регионе способствовали богатые ремесленные традиции, которые в первой половине ХХ века приняли форму индивидуального творчества. В дальнейшем народные мастера развивались в рамках художественной самодеятельности советского времени и народной деревенской культуры. В современной культурной жизни области инситное творчество занимает значительное место, о чём свидетельствует включение традиций инситного (наивного) искусства Витебской области в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
В Глубокском районе традиции наивного искусства представлены мастерами из Глубокого, Подсвилья, деревень Голубичи, Мерецкие и Латыголь. Отличительной особенностью этого искусства является то, что мастера, как правило, не имеют профессионального образования и работают в соответствии со своим пониманием красоты и потребностью самовыражения.

Так, например, художница из Подсвилья Людмила Фёдоровна Андилевко, имея музыкальное образование, прославилась привлекательными картинами, которые притягивают своей метафизичностью.

Работа Людмилы АндилевкоРабота Людмилы АндилевкоРабота Людмилы Андилевко

Алла Альфредовна Артимович из деревни Голубичи, будучи по специальности агрономом, с 2006 года создаёт запоминающиеся гипсовые скульптуры.

Алла АртимовичРабота Аллы АртимовичРабота Аллы Артимович

Ярким представителем наивного искусства Глубоччины является Елена Михайловна Щебет, которая после выхода на пенсию реализовала себя как художницу, отдавая предпочтение пейзажной живописи.

Работа Елены ЩебетРабота Елены ЩебетРабота Елены Щебет

Мастер деревянной игрушки Виктор Болеславович Дудкевич с 2005 года работает в Глубокском Доме ремёсел. За годы работы получил известность не только как выдающийся резчик, но и как художник и дизайнер, занимающийся реконструкцией предметов быта эпохи средневековья.

Виктор ДудкевичРабота Виктора ДудкевичаРабота Виктора Дудкевича

Уже в пожилом возрасте во всей красе раскрылся талант Марии Антоновны Фенько (1929 – 2013) из деревни Мерецкие, оставившей после себя множество интересных работ в области живописи и станко-монументального искусства.

Мария Фенько с внучкойРабота Марии ФенькоРабота Марии Фенько

Видное место в ряду мастеров инситного искусства Глубоччины занимает уроженка деревни Латыголь Франтишка Францевна Станкевич (1941 – 2017), чьи самобытные живописные произведения выделяются яркостью, юмором и добротой.

Франтишка СтанкевичРаботы Франтишки СтанкевичПерсональная выставка Франтишки Станкевич

 

Марина Хрол с традиционным блюдом «масляный баран»Технология приготовления традиционного блюда «Масляный баран»

Технология приготовления традиционного блюда «Масляный баран» в деревне Матюково – это технология приготовления домашнего масла и его эстетического оформления в виде барана по традиционной рецептуре, характерной для кухни местной сельской общины. Приготовление блюда начинается со сбора сметаны (вершков). В маслобойке взбивается масло, процеживается и промывается в холодной воде, солится. Затем масло сжимается в комок продолговатой формы, из которого вырезается фигура барана. Далее кусочки масла отжимают через марлю, получая массу, которая напоминает овечью шерсть. Её с помощью ножа прижимают к вырезанной фигуре. Из разогретого воска делаются рожки, из перца-горошка – глаза. На последнем этапе приготовления «Масляный баран» украшается зеленью. Когда-то «Масляного барана» готовили многие семьи деревни Матюково, а сегодня традиционной технологией владеют только несколько человек. Среди носителей этой технологии - Марина Хрол. 

 

 

 

Традиционная технология выпечки ржаного хлеба

Степанида Лупач с ржаным хлебом собственного приготовленияТехнологией выпечки ржаного хлеба владеет жительница деревни Дерковщина Степанида Лупач. Испечённый в специальных формах на кленовых листьях, этот хлеб обладает прекрасными вкусовыми качествами и не черствеет целую неделю. Процесс приготовления хлеба состоит из нескольких этапов: изготовление квасника (закваски), замешивание и выпечка хлеба. После замешивания и формовки теста хозяйка ставит на нём крестик. Для того, чтобы определить готовность каравая, одновременно с посадкой его в печь, в стакан с водой бросается небольшой кусочек теста. Как только он всплывает – хлеб готов. Стол накрывается чистым ручником или скатертью. Достав каравай из печи, хозяйка смачивает руку холодной водой и проводит по корке, а затем кладёт хлеб на льняной ручник и накрывает его. Прежде чем отрезать первый ломоть, все домочадцы должны перекреститься.

 

 

 

Обряд «Носить намётку»

Обряд «Носить намётку» совершают жители деревни ПапшичиЕжегодно на праздник Сошествия Святого Духа на апостолов жители деревни Папшичи собираются вместе, чтобы совершить обряд – нести намётку. Фактически отправление этого обряда не прерывалось от момента его возникновения. Собравшись возле придорожного креста, сельчане поют песню «Кrólu nieba wysokiego». Затем растягивается большой отрез полотна, который накануне был куплен людьми. На это полотно, или как его называют в Папшичах «намётку», кладут денежные пожертвования, после чего процессия направляется на кладбище, где в часовне проходит молебен. Намётку должны нести самые молодые жители деревни, её проносят над маленькими детьми и их родителями. После окончания службы полотно передаётся на нужды костёла.

 

 

 

Традиционное искусство рисованных ковров Витебского Поозерья

Светлана Скавырко - носитель традиций рисованных ковров Витебского ПоозерьяРисованные ковры на ткани (бел. маляваныя дываны, маляванкі) были широко распространены на территории Беларуси начиная с конца XIX века, но наибольшей популярностью они пользовались в 20 − 50-е годы минувшего столетия. Маляванки − феномен народного творчества белорусов. В 1920−30 годы почти в каждом сельском доме стены были украшены расписными коврами.

Основателями жанра можно считать анонимных авторов, которые являлись носителями древней традиции изобразительного искусства. Для рисованных ковров использовалось сшитое из двух частей и окрашенное в черный цвет домотканое льняное полотно. Расписные ковры меньшего размера назывались полуковрами (выполнялись на одном полотне) и макатками (выполнялись на половине полотна). Роспись выполнялась масляными или клеевыми красками домашнего приготовления. Часть элементов композиции выполнялась с использованием вырезанных из картона трафаретов. Подкрашивание мелких деталей и нанесение светотени делали от руки. По композиционно-декоративному решению расписные ковры были растительно-орнаментальными и сюжетно-тематическими. Основной мотив растительно-орнаментальных маляванок – это букеты цветов или вазы с фруктами, окаймленные гирляндами переплетенных веток, цветов, листьев. Популярны были также изображения птиц (павлинов, голубей, ласточек) и зверей (оленей, львов, медведей, котов). Традиционным сюжетом сюжетно-тематических ковров были: молодая пара на веслах, архитектурный пейзаж с древним замком, костелом или красивым поместьем среди деревьев. Развитие данного жанра народного творчества было принудительно остановлено в 1960-х годах, когда всех ремесленников обложили налогом и они вынуждены были прекратить свою работу.

С середины 1980-х годов начался процесс возрождения рисованных ковров Витебского Поозерья. Маляванки стали постоянными участниками многочисленных выставок и праздников народного творчества, проводимых на Витебщине.

 

 

 

 

Технология приготовления традиционного блюда “Клецки с душами”

Приготовление "клецек с душами"“Клецки с душами” – блюдо, распространенное на западе Витебской области, в том числе и на территории Глубокского района. Название блюдо получило от начинки, что находится в середине клецки, которая называется "душой". Первоначально клецки являлись ритуальным блюдом поминального стола, но со временем их стали готовить в выходные и праздничные дни. Основным компонентом для приготовления является картофель, а также мука и лук. Для начинки используют такие продукты, как сало, фарш, грибы или домашняя колбаса. Процесс приготовления клецек требует точных навыков. Картофельную массу, натертую на мелкой терке, нужна отжать. После того, как отстоится вода, ее сливают, а крахмал кладут в дранку, затем солят, добавляют муку или вареный картофель (по желанию хозяйки) и перемешивают. Начинка закладывается в дранку и формируются клецки, которые бросают в кипяток.
Практика приготовления этого блюда не прерывалась, что связано с прочным закреплением его в местной системе питания и достаточно простой рецептурой, которая передается в семьях из поколения в поколение, используется в пунктах питания. Эксперты считают, что включение в Государственный список историко-культурных ценностей белорусского блюда “Клецки с душами” позволит популяризировать национальную кухню.