В публикации Евдакима Романовича Романова, белорусского этнографа, фольклориста и археолога, в 8-м выпуске издания «Белорусский сборник» (Вильно, 1912) мы находим изображение дуды в Дисненском уезде Виленской губернии. (читать далее)
Вот еще один след дуды в Глубокском районе, собранный из разорванных частей и сформированный в одну целостную, важную и даже несколько сентиментальную картину. Оказывается, мы искали довоенного дудара Петра Бурца не там, где его нужно было искать, не в том направлении (читать здесь).
Согласно описям, в Глубоком в начале 18 века среди ремесленников были также скоморохи и медведники. Танцы дрессированных медведей обычно сопровождались дудами или другими инструментами. Напомним белорусскую пословицу: «медведь сдох - положите дуду в мех» и слова польского поэта Вацлава Потоцкого «Pląsze niedźwiedź po dudach, choć nie chce, choć mruczy» (пляшет медведь под дуду, хоть не хочет, хоть и рычит).
Недавно информация о глубокских медведях была подтверждена другим историческим источником. Глубокский краевед Константин Шиталь отыскал в "Литовских епархиальных ведомостях" №23 за 1869 год информацию о посещении греко-католических церквей в 1784 году.
В этих документах говорится, что в Глубоком находилась церковь Святой Троицы с филиальной церковью на улице Дворной (известной нам как инвентарь церкви Святого Петра). При церкви Святого Петра было братство Святого Антония, которое делилось на три отдела: св. Антония (сапожников и кожевников), Трёх Святителей (портных) и, что самое интересное, св. Николая - медведники. Это те медведники, которых в Глубоком было около десятка в 18 веке! Интересно, что братство св. Троицы имела свой алтарь в церкви. Возможно, у глубокских медведников были какие-то связи или они конкурировали со Сморгонской медвежьей академией. Известно, что с конца 15 века и до начала 19 века Глубокое и Сморгонь принадлежали одним и тем же владельцам: сначала Зеновичам, а с 1628 года - Радзивиллам. Долгое время считалось, что медвежья академия в Сморгоне была основана Радзивиллами (на гербе Сморгони изображён медведь, держащий в лапах герб Радзивиллов), но последние сведения указывают на Зеновичей, как основателей и Радзивиллов, как продолжателей. Специальный памятник посвящен Сморгонским медведникам.
Наконец удалось попасть в Вильнюс и снять веретейскую (глубокскую) дуду. Дуда эта датируется музеем 1849 годом, а это означает что она старше лепельской (1877), которая считалась старейшей, на целых 28 лет! Наша дуда выводится из деревни Веретеи (бывшая Прозорокская волость Дисненского уезда Виленской губернии), того ареала, с которого происходят также другие сведения о бытовании дуды на Глубоччине. Особенность нашей дуды на фоне других инструментов в том, что мех для нее сшит из кожи барсука. Дуда прекрасно сохранилась. Не хватает только пищика (внутреннего элемента где зарождается звук дуды) свирели, а то и заиграла бы. Дуда находится в запасном фонде Национального музея Литвы, а точнее в его этнографической части. До войны Вильнюс был важным культурным центром Беларуси, поэтому и не удивительно что там сохранилось несколько важных для белорусского музыкального наследия инструментов.
Веретейская дуда, к сожалению, не выставляется в постоянной экспозиции и хранится в специальном хранилище, вместе с другими белорусскими дудами. Сюда она поступила с этнографического музея SBU (Университет Стефана Батория) в 1934 году. Сообщается, что инструмент был сделан 80 лет до момента поступления в музей, а значит в 1854 году, но самим музеем инструмент датируется уже 1849 годом. Заведующая этнографической части сборов и исследовательница литовских инструментов Лина Букавскенэ оказалась очень гостеприимной и позволила сфотографировать инструмент и сделать его замеры.
Измерение дуды и качественные изображения были сделаны для изготовления точной копии, над которой в это время параллельно работают несколько мастеров-музыкантов. Один из них - внук глубокского поэта Алеся Дубровича, дударь Дмитрий Дёмин. Он является постоянным участником фестивалей "Дударский Рей", и обещал на следующем фестивале презентовать копию веретейской дуды Глубокскому историко-этнографическому музею. Символично, что восстановленный на основании музейного экспоната инструмент будет выполнен именно руками нашего земляка и займет почетное место в музейной экспозиции.
Виталь Воронов
К Второму международному фестивалю дударских регионов Дударский Рей была сделана реплика дуды с открытки начала XX века. Инструмент по образцу изображенной на открытке дуды сделал мастер Сергей Чубрик. Сохранив характерные черты и формы дуды со старой открытки, Сергей гармонично ввел также собственные, отделочные элементы. На зарубежных дударских фестивалях специалисты всегда замечают сходство реплики дуды с оригинальным снимком. Впереди нас ждет работа по изготовлению копии глубокской дуды из деревни Веретеи (1849 г.), которая хранится в Вильнюсе.
После написания книги "Дударская Глубоччина" мне казалось, что удалось собрать все доступные сведения о белорусской дуде. Были среди них многочисленные упоминания о дударях, их репертуаре, фотографии и ноты, литературные посвящения наших земляков, но многие отмечали отсутствие сохранившихся инструментов. Понадобился еще целый год работы, чтобы как минимум с сенсацией для себя самого, я мог открыть, что старейшая из сохранившихся белорусских дуд не лепельская, а именно глубокская.
Но обо всем по-порядку. Одно дело, когда работаешь с первоисточниками, или с научно обработанными, согласно со всеми требованиями, материалами, а другое - когда чуть ли не все знания о таком многогранном историко-этнографически-литературно-философском явлении, как дуда, основываются на обработках исследователей-энтузиастов, у каждого из которых свой специфический подход к сбору и обработке фактов и часто еще более спорные трактовки этих фактов. Эта проблема затронула даже название инструмента ...
Праздник состоялся под международный аккомпанемент приглашенных гостей из регионов Польши, Словакии, Чехии, Шотландии, Латвии, Бельгии и других стран.