Церковь святого Иоанна Предтечи в деревне Бобруйщина

  ...

Костёл Найсвятейшей Матери Божьей Ласковой в деревне Задорожье

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000385) ...

Церковь Преображения Господня в деревне Мамаи

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000394) ...

Костёл Непорочного Зачатия Девы Марии в деревне Удело

Объект историко-культурного наследия ІІ категории  (212Г000417) ...

Церковь Святителя Николая Чудотворца в деревне Заборье

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000383) ...

Костёл Святой Анны в деревне Мосар

Объект историко-культурного наследия ІІ категории (212Г000397) ...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Ковали

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000392) ...

Керамика, оплетённая берестойСреди разнообразных керамических изделий, хранящихся в многочисленных коллекциях музеев Беларуси, своим красочным декором выделяется посуда, обёрнутая берестяными лентами. Бересту начали использовать как материал для ремонта разбитой или треснувшей керамической посуды ещё в эпоху неолита, когда на наших землях только появилась керамика. Кору прикладывали с двух сторон к месту повреждения и закрепляли верёвкой, которую продевали через заранее просверленные в черепке отверстия. После этого сосуд можно было использовать дальше, но только для хранения сухих веществ. Со временем менялись как технология изготовления керамики, так и способы её ремонта. Повреждённую посуду стали скреплять переплетением тонких берестяных лент, что избавляло от необходимости сверлить отверстия для шнурков. Точных данных о том, когда такой способ ремонта появился на территории Беларуси, нет. Известно, что обёрнутая берестяными лентами керамика, была найдена ещё во время археологических раскопок. В конце XIX века в некоторых письменных источниках упоминается об оплетении на белорусских землях керамики берестой. Некоторые сведения об этой традиции в Витебской области приводит Н.Я. Никифоровский. По его сведениям, оплетение делалось для прочности не только на повреждённой, но и целой глиняной посуде, после чего она и получала название – «берестень». По мнению Е.Н. Сахуты традиция оплетения гончарных изделий берестой в конце 19 - первой половине 20 века существовала на определённой территории, включающей западную часть Поозерья и земли соседней Литвы. Однако можно утверждать, что керамика с берестяной оплёткой имела распространение, пусть и не столь массовое, но на гораздо большей территории. Слово «берестень» в значении керамического сосуда, обёрнутого берестой, употреблялось также в центральных и восточных районах Поозерья.

Глубокский гончар Артём ФоминТехнология оплетения керамики берестяными лентами следующая. Бересту заготавливали весной в благоприятную погоду, когда она не слишком сухая и не слишком влажная, и легко отделяется от дерева. Кору разрезали по спирали и снимали с дерева в виде полосок, которые затем сушили. Когда возникала необходимость, сушёную бересту распаривали в воде вместе с рыбьей чешуёй, что временно делало её более эластичной, а затем чистили и разрезали на нужный сосуд. Необходимого размера ленты сначала прикреплялись к керамике клеем из натуральных смол, а затем переплетались, обычно в виде диагональной сети. Керамика, оплетённая берестой, характеризовалась массивными, толстостенными, слабопрофилированными формами. Эти особенности Е.Н.Сахута связывает с влиянием развитых гончарных центров Поозерья на керамику, изготовленную в технике кольцевого налепа. Следует отметить, что среди развитых гончарных центров Западного Поозерья, Дисна была одним из крупнейших. Можно предположить, что большая часть плетёной посуды Витебщины была создана именно здесь, а традиция оплетения керамической посуды берестой в наших краях имеет давние исторические корни. А значит, эти предметы отражают давнюю региональную традицию, имеющую не только утилитарное значение, но и большую художественную ценность.

Сегодня древние традиции технологии оплетения возрождают мастера семи районов области: Браславского, Городокского, Глубокского, Лепельского, Миорского, Сенненского и Шарковщинского. Носителем и исследователем этой технологии в нашем регионе является гончар Артём Фамин.