Церковь святого Иоанна Предтечи в деревне Бобруйщина

  ...

Костёл Найсвятейшей Матери Божьей Ласковой в деревне Задорожье

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000385) ...

Церковь Преображения Господня в деревне Мамаи

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000394) ...

Костёл Непорочного Зачатия Девы Марии в деревне Удело

Объект историко-культурного наследия ІІ категории  (212Г000417) ...

Церковь Святителя Николая Чудотворца в деревне Заборье

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000383) ...

Костёл Святой Анны в деревне Мосар

Объект историко-культурного наследия ІІ категории (212Г000397) ...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Ковали

Объект историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000392) ...

Мастер Глубокского Дома ремёсел Юля ОреховаВытинанка (“выцінанка”, “выразанка”, “выразка”, “выстрыганка”, “выбіванка”) – вид народного декоративно-прикладного искусства, ажурный узор, вырезанный из чёрной, белой или цветной бумаги; а также техника традиционного вырезания из бумаги. Термин распространен на территории Беларуси, Польши, Украины. В белорусской искусствоведческой науке используется с 1980-х годов. О происхождении этого традиционного искусства в нашей стране однозначно сказать можно немного. Силуэтное вырезание, распространившееся в кругах европейской знати с конца ХV века, в наименьшей степени повлияло на народные вырезки. Вытинанка развивалась самостоятельно как один из видов декоративно-прикладного искусства. Об этом свидетельствуют общие для всех других видов народного творчества образы и мотивы, которые закрепились и в вытинанке.
Чтобы описать историю возникновения и развития белорусской народной вырезки необходимо проследить историю развития бумажного производства и историю ажурного вырезания из более древних материалов (кожи, войлока, ткани). Своеобразным прототипом народных вырезок, по мнению украинского исследователя М. Станкевича, стали кустодии – бумажные (ранее кожаные и металлические) накладки с ажурными вырезанными краями под канцелярские печати, распространенные в середине ХVIII века.
Возникновение и распространение вытинанки в белорусской деревне связано с развитием промышленного производства бумаги и переходом от «курных» крестьянских домов к печному отоплению. Самая древняя бумага, которая известна на территории Беларуси, датируется ХIV веком – это письма Витовта Великого. Первое предприятие по производству бумаги (паперня) появилось в ХVI веке в Вильно, тогдашней столице Великого княжества. В ХVII – ХVIII веках паперни были почти в каждом большом городе государства. В конце ХIХ – начале ХХ века вплоть до событий 1917 года бумажная промышленность Северо-Западного края была одной из самых динамично развивающихся отраслей местной экономики. Бумажные фабрики Беларуси в этот период достаточно успешно конкурировали с аналогичными производствами в России, Украине, Польше и даже Финляндии. И не только практически полностью закрывали потребность внутреннего рынка, но и продавали значительные объемы продукции в другие регионы Российской империи.
Вытинанка получает широкое распространение в оформлении крестьянского интерьера с середины ХIХ века. Наибольший ее расцвет приходится на конец ХIХ – начало ХХ века, определенный всплеск популярности наблюдался в послевоенные 1940 - 50-е годы. Часто как бумажные, так и тканевые вырезки окрашивались цветными красителями по краям прорезанных отверстий. Интересно, что каждый фрагмент узора имел своё название: “сухарыкі”, “лялечкі”, “зоркі” и т.д. Распространены были и вырезки, имитирующие узоры гардинных тканей. Для их изготовления пользовались как ножницами, так и ножами, резцами. Изделия, выполненные при помощи резца или ножа, являются технологической разновидностью вытинанки и часто в народе носят название «выбіванка».
Основные черты народной вырезки - симметрия и декоративность образов (непременно высокая степень стилизации, склонность к геометризации прорезей и т.п.). В белорусской вытинанке применяются осевой (зеркальный), радиальный и раппортный виды симметрии, а также сочетание нескольких ее видов. Ассортимент ажурных изделий из бумаги составляют оконные занавески (“фiранкі”, “кветкi”), кружева (“карункi”) для украшения полок, потолочных балок, рамок с фотографиями, икон, дверных косяков; салфетки (“сурвэткi”, “рагавiчкi”, “вугольнiкi”) и др. По установившемуся обычаю вытинанками украшали интерьер жилища к наиболее важным праздникам – Рождество и Пасха. На Западе Беларуси черными или полихромными вытинанками украшали побеленные стены жилищ. Наряду с изделиями утилитарного характера встречались самостоятельные сюжетные композиции для декорирования стен жилья, потолочных балок, дверных косяков и окон. Среди сюжетов наиболее популярны “Дрэва жыцця”, композиции с букетами и вазонами “Жаночая доля”, вероятно встречались и фигуративные композиции с сюжетами изобразительного характера.
Поскольку бумага была дешевым и доступным материалом, изделиями из нее не дорожили. По прошествии определенного времени старые вытинанки выбрасывали или сжигали. Постепенно вытинанка вытесняется из крестьянского интерьера текстильными изделиями. В 1970 - 80-е годы произошло возвращение традиционного искусства вытинанки в культуру нашей страны.